Профессиональные справочные системы для специалистов
08.09.2020
Неисполнение обязанности по уведомлению страховщика о наступлении страхового случая, предусмотренной пунктом 1 статьи 961 ГК РФ, не влечет безусловного отказа страховщика в выплате страхового возмещения

     АО (истец) обратилось в суд с иском к страховой компании (ответчик) о взыскании страхового возмещения.

     В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует ООО.

     Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен. Арбитражный суд Московского округа постановлением от 28.08.2020 N А41-21249/2019 оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
     
     Как установлено судом и следует из материалов дела, между истцом (страхователь) и ответчиком (страховщик) заключен договор страхования транспортного средства, в рамках которого страховщик взял на себя обязательство при наступлении предусмотренного договором события возместить страхователю (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы.

     Договор заключен в соответствии с Правилами страхования строительной и другой техники и оборудования от 14.03.2008 N 169. Застрахованным имуществом являлся трактор, принадлежащий страхователю на праве собственности и переданный ООО (в качестве лизингополучателя) во временное владение и пользование на основании договора лизинга. По условиям договора выгодоприобретателем в случае хищения и при конструктивной гибели предмета лизинга является страхователь. Выгодоприобретателем в оставшейся части является лизингополучатель.

     В период действия вышеуказанного договора произошло страховое событие. Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, неустановленное следствием лицо тайно похитило автомобиль и трактор, принадлежащие истцу, причинив организации материальный ущерб в особо крупном размере. Страховщик отказал в выплате страхового возмещения на основании пункта 8.1.11 Правил страхования, согласно которому до выплаты страхового возмещения по риску "Хищение" страхователь обязан передать страховщику оригиналы регистрационных документов на застрахованное имущество, полные комплекты ключей, брелоков, карточек, которыми оснащено застрахованное имущество.

     Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
     

     Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции установил, что непредставление оригиналов регистрационных документов на застрахованное имущество, полные комплекты ключей, брелоков, карточек, которыми оснащено застрахованное имущество, является основанием для отказа в страховой выплате.

     Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что само по себе неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 961 ГК РФ, не влечет безусловного отказа страховщика в выплате страхового возмещения (пункт 2 статьи 961 ГК РФ).

     Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства, руководствуясь статьями 431, 961, 963, 964 ГК РФ, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что по дополнительному соглашению сторон под риском "угон ТС без документов и ключей" может также пониматься хищение ТС в результате мошенничества, самоуправства и (или) присвоения.

     Установив, что материалами дела подтверждается утрата застрахованного имущества в результате хищения, при этом в действиях истца умысла на хищение или других оснований, свидетельствующих о каких-либо его незаконных действиях в отношении принадлежащего ему автомобиля, не установлено, истец является выгодоприобретателем по спорному договору, истцу причинен реальный ущерб и его размер документально подтвержден, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в выплате страхового возмещения в силу условий договора и требований закона, в связи с чем признал иск обоснованным и удовлетворил заявленные требования.